История и виды вышивки

Главная / Блог / История и виды вышивки

Откуда берет свое начало такой вид творчества как вышивка?
Ее история возникновения и хроника развития, распространения и совершенствования среди разных народов мира весьма разнообразна и интересна. Проведем небольшой экскурс, по истории развития вышивки начиная с самых давних времен.

Вышивальщица

Урок вышивания. Автор: Hugues Merle.

Вышивка в первобытные времена

Удивительно, но вышивка действительно уже существовала в определенном виде уже в тот далекий период. Наши предки действительно впервые начали «вышивать» не иначе как в первобытный век. Не стоит думать, что это хотя бы частично было нечто похожее на современные творенья ручной или машинной вышивки. Однако это было начало!

Первобытными инструментами для «вышивки» были острые кости или точеные камни, жилы, шерсть и кожа животных. Как показывают археологические находки, первобытные женщины использовали в работе все имеющиеся подручные средства, которые позволяли не просто выполнять стежки, а  и украшать свое одеяние примитивными орнаментами, что в итоге и стало стартовым толчком к развитию вышивки.

Первая вышивка на ткани

Первые виды вышивки на тканях зафиксированы в Древнем Китае в VI-V в. до н.э. Конечно, сейчас невозможно сказать, что это именно первые виды вышивки, но то, что вышивка древний вид рукоделия утверждать можно со 100% точностью. Китайские знатные женщины вышивали на шелке всевозможные виды птиц или природные мотивы. Такая вышивка была крайне дорогой и не редко вышивалась не один год. Известно также, что среди первых тканей, используемых под вышивку, также встречаются детали одежды из шерсти на которых имеется вышивка орнаментов.

Первые вышивки на льняной ткани найдены в Древней Индии. Цвет ткани был, как правило, белый, но индийцы любят цветные ткани, поэтому декорировали окрашенные льняные ткани с подходящей структурой.

Вышивка древнего Египта

Вышивка древнего Египта

Сохранившиеся вышивки из древнего Египта в Гамбургском музей прикладного искусства

Для древних египтян вышивка являлась своеобразным оберегом или талисманом, защищающим от темных сил или злых духов. В древнем Египте вышивка также указывала на социальное положение человека в обществе. Для царских особ и фараонов, как правило, выполнялась богатая золотая вышивка. Родовитые богатые жители города также предпочитали одежду с цветной вышивкой. А вот у низших слоев вышивать было практически не принято.

Вышивка древней Греции

Древнегреческие женщины активно использовали вышивку для декорирования одежды и предметов домашнего текстиля. Доказательством этому служат находки вышивальных пялец и домашней утвари с указанием на это.

Вышивка Византии

Как показывают исследования археологов женщины по всему миру в той или иной мере использовали вышивку. В Византии вышивку на тканях выполняли в виде сложных рисунков, геометрических фигур или сцен повседневной жизни. Однако особенно выделялась византийская вышивка, на которой рукодельницы искусно вышивали поразительные изображения растительного мира.

Вышивка в языческие времена у славян

Вышивка всегда была одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия у славян. В старину на Руси все женщины от мала до велика владели этим искусством в той или иной степени. Причем сама вышивка была прочно связана с разными обычаями и обрядами. Например, 7-8 летние девочки начинали загодя готовить себе приданое и к 15 юные девицы уже имели солидный набор из вышитых одежд праздничного и повседневного назначения, скатерти, постельное белье, полотенца и т.д. Вышитого «добра» должно было хватить на несколько лет службы. Отметим, что искусство вышивания у наших предков могло сильно отличатся в зависимости от района происхождения. Причем отличия могли быть как в цветовом исполнении, особенностях узора или даже технике. В целом русская вышивка крайне многообразна по характеру узоров и приемов их выполнения: геометрический орнамент и геометризированные формы растений, животных, птиц, мотивы женской фигуры и т.д.

Расположение узоров и приемы вышивки были напрямую связаны с формой одежды и ее предназначением. К старинным славянским вышивкам относятся:

  • полукрест и крест,
  • шовная роспись,
  • наборная вышивка,
  • «козлик»,
  • счетная гладь,
  • белая мелкая строчка.

Несколько позже в арсенал славянских вышивок вошли всевозможные варианты вырезов, цветной перевити, крестецкой строчки, гипюров, тамбурная вышивка, а также белая и цветная гладь.
Отметим, что в языческие времена, особое внимание уделялось вышитым орнаментам, и все что наносилось на ткань в виде декора, обязательно несло какой-либо подтекст. Особенно часто вышивка наносилась на рушники, которые указывали на достаток или привлекали здоровье и удачу в дом.

Вышивка в средневековье

Отметим, что в те времена каждому народу принадлежали определенные особенности орнамента и превалирующая цветовая гамма.

Это достаточно точно указывало на принадлежность к той или иной нации. Вышивка в целом чаще всего представляла собой, так называемую визитную карточку. В качестве простейшего примера можно привести тот факт, что в средние века у дам и джентльменов было принято носить батистовые носовые платочки с вышитыми инициалами.

Среди знатных дам рукоделие служило возможностью собраться в тесном кругу и «посплетничать», поделится последними новостями и в то же время расшить предметы своей одежды роскошной дорогой вышивкой.

Вышивка в Христианстве

Несмотря на переход славян из язычества в христианство, традиции в вышивке в большинстве своем не изменились. Конечно, добавились некоторые особенности. Например, именно христианство послужило толчком к усложнению вышивок крестом. Чаще всего вышивались полотенца, которыми украшались иконы, а также иногда и сами иконы. Нередко в XII-XV веке вышивались всевозможные узоры, сложенные из ромбов и крючков, которые наделяли вышитый предмет некими магическими свойствами (оберег от порчи, сглаза, нечистой силы и пр.).

Нужно понимать, что вышивка в XVII-XVIII века – это достаточно дорогое «удовольствие», поэтому таким делом занимались преимущественно женщины из семей с достатком и монахинь. Позже вышивать стали и крестьянки, которые старались выходить замуж в вышитых собственноручно нарядах и с искусно вышитым приданым.

Русские крестьянские вышивки условно можно поделить на две основные группы:

  • серверная (Архангельские, Новгородские, Псковские, Вологодские, Калининские, Ивановские, Ярославские, Костромские, Владимирские варианты)
  • среднерусская (Калужские, Тульские, Рязанские, Орловские, Смоленские, Пензенские, Воронежские, Тамбовские варианты).

Для северорусской вышивки характерны такие техники как: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье по сетке и гладь цветными нитями. По сюжетам такие работы чаще всего были в виде изобразительных мотивов. Но, конечно, встречаются и геометрические композиции.

Для среднерусской полосы превалирующим видом вышивки является техника «репей» или «орепей» в форме геометрических изображений. Вышивки среднерусской полосы многоцветны. В них фон четко просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении одежды и предметов обихода из ткани активно присутствует узорное ткачество, вышивка лентами, кумач, декор цветными тканями, кружевом и позументом.
Из техник также активно использовались:

  • цветная перевить,
  • наборной шов,
  • роспись,
  • «косичка»,
  • «козлик»,
  • крест,
  • мережки,
  • счетная гладь.

Современная вышивка

Современная вышивка за исключением особых случаев не обращает внимания на значение орнаментов и стежков, как это было в стародавние времена. Конечно, даже сейчас крест считается положительным знаком. В целом вышивка делается скорее для души, красоты или усиления стилистической нагрузки.

Современных узоров и техник просто не счесть. Причем в огромной степени вышивка обрела свою «вторую» популярность благодаря тому, что появилась машинная вышивка, которая позволила создавать шедевры быстро и в любых объемах.

Виды вышивки

Используемых сейчас видов вышивки просто огромное количество и все они достаточно разнообразны и интересны с точки зрения визуального восприятия. Вкратце мы расскажем об основных…

Алмазная вышивка

На самом деле не смотря на наличие в названии слово вышивка– этот вид техники представляет собой несколько другой вид декорирования ткани, хотя бы, потому что традиционные нити и иглы здесь не участвуют в процессе. Эта техника подразумевает выкладывание узора камешками страз из акрила на специальном полотне или ткани. Вышивкой алмазная техника именуется потому, что для укладки изображения или узора используются подобные схемы, что и для вышивки крестиком.

Вышивка Ассизи

Ассизи или ассизская вышивка – это старинная итальянская вышивка, возникшая более 800 лет назад в одноименном городе. Техника вышивки подразумевает плотное заполнение фона, тогда как сам рисунок складывается из незаполненных нитями участков. В некоторых случаях по контуру могут быть проложены стежки, которые четче прорисовывают узор. Цветовая гамма у вышивки достаточно разнообразна, но чаще всего для фона используются не яркие приглушенные оттенки красного, сочетания синего и зеленого, чуть реже коричневые и желтые оттенки. Изначально ассизи практиковалась монашескими орденами для декорирования сакральных церковных предметов, но благодаря своей красоте вышивка перешла и в светское рукоделие.

    Традиционное ассизи можно условно разделить на два стиля:

  •  повествовательный (сложные сцены с людьми, вещами, местностью), контуры изображения обшиваются блэкворком,
  •  цветочные мотивы (цветочные мотивы, флора, фауна, листья).

Используемые стежки в вышивках ассизи – это длиннобокий крест, итальянский двусторонний крест, черногорский стежок, стягивание нитей основы для имитации сетки, обычный крест, блэкворк, гольбейн.

Вышивка Барджелло

Барджелло или флорентийская вышивка – это старинная техника рукоделия, которая в современном мире обрела повторную популярность благодаря уникальности исполнения. В данной технике используются только вертикально уложенные стежки, которые особым способом смещают каждый последующий ряд.

Это позволяет сформировать объемный геометрический узор в чем-то напоминающий рисунок калейдоскопа или затейливую чешую. Главные черты Барджелло – это яркий внешний вид и тактильная объемность. Выполняется вышивка при помощи специальных толстых нитей и большими иглами с грубым ушком на специальных ячеистых тканях (канве, сетке).

Важным преимуществом вышивки является возможность использования различных типов нитей, начиная от шерстяных для вязания, и закачивая всевозможными вариантами тесьмы с толстой объемной пряжей и шелковых нитей на больших бобинах.

Вышивка бисером

Вышивка бисером – это один из древнейших способов декорирования одежды и предметов обихода. На Руси благодаря относительной дешевизне материала и его эффектному внешнему виду такой вышивкой оформляли праздничные одежды. Богатые девушки предпочитали вышивку речным жемчугом, но и обычного стекляруса не чурались. Бисером и стеклярусом расшивают целые картины, иконы, одежду, сумки и даже обувь. Материал предоставляет практически неограниченные цветовые возможности, благодаря чему вышитые изображения получаются красивыми, яркими, с переливами окраски.

В технике вышивки бисером на сегодняшний день устоялись четыре техники наложения:

  • монастырский
  • стебельком
  • строчкой
  • аркой

Бразильская вышивка

Бразильская вышивка – это уникальный вид рукоделия, органично соединяющий в себе процесс традиционного сплетения нитей и вышивки. Такой подход позволяет получать орнаменты, которые визуально располагаются «в воздухе» и лишь в точке соприкосновения прилегают к ткани-основе. Базовыми мотивами бразильской вышивки считаются цветочные узоры и листья. Чаще всего в этой технике вышивают цветы эхинацеи и розы. Вышивание осуществляется специальными длинными иглами (не менее 50 мм) и нитями из искусственного шелка (так называемые «солнечные» шелковые нити, скрученные против часовой стрелки) или ленточек. Допускается в бразильской вышивке использование бисера и бусин.

Кроме того в бразильской вышивке активно используются все существующие на сегодняшний день узелки рококо.

Основные швы, используемые в вышивке:

  • шов с наложением
  • стебельчатый шов
  • двусторонняя гладь
  • сатиновый стежок
  • наборный и двойной наборный стежки
  • плетеный шов

Вышивка гладью

Вышивка гладью – это одна из самых распространенных техник рукоделия, которая при помощи заполнения поверхности стежками позволяет создавать любые изображения. Гладь изначально была традиционным видом вышивки в Восточной и Юго-Восточной Азии, а затем распространилась в страны Европы и, в конечном счете, стала популярной по всему миру.
Вышивка гладью позволяет создать невероятной красоты узоры, а вышитые работы могут быть настоящими живописными картинами. В современном мире рукоделия актуальными являются такие виды глади как:

  • Простая гладь, выполняемая так, что каждая деталь рисунка прорабатывается отдельно, но с плотно прилегающими друг к другу стежками. Направление и размеры стежков никак не ограничиваются.
  • Цветная Александровская гладь отличается от простой глади цветовой гаммой, а не техникой исполнения. В ней, как правило, изображаются ягоды, листья и ветки, но с измененным цветом, т.е. ягодки могут быть не красными, а листочки совсем не зелеными.
  • Белая гладь с настилом выполняется на тончайших тканях при помощи нитей белого или молочно-белого мулине, шелка или изредка вискозы.
  • Художественная цветистая гладь имеет отличие в технике исполнения. Стежки всегда выполняются наискосок и без настила. Вышивать данный вариант глади можно нитями любой толщины и даже шелком. Как показывает практика, объем вышитого рисунка достигается за счет использования более темных оттенков ближе к центру вышивки.
  • Атласная гладь подразумевает использование тончайших нитей для вышивки. Стежки в технике всегда достаточно короткие и плотные, а каждый следующий начинается со средины предыдущего.
  • Азиатская (китайская, японская) гладь отличается тем, что в качестве фона выступает атласная ткань в основном темного оттенка. Вышивка славится растительными орнаментами и изображения животного мира, причем рисунки в большинстве случаев всегда стилизованы, а цветовая гамма часто отлична от природной.
  • Русская гладь самая экономная, благодаря тому, что вышивка выполняется по контуру с укладкой длинных стежков по лицевой стороне, тогда как на изнанке остаются только короткие пунктирные штрихи.

Золотое шитье

Золотое шитье является рукодельной традицией еще со времен Древней Руси и выполняется как понятно из названия серебряными или золотыми нитями. Сейчас дорогие нити из золота заменили более доступными аналогами металлизированных нитей, канитель, шнуры, шелк и «ирис» с нужным оттенком. Дополнительно такое шитье может быть украшено жемчугом, бисером, пайетками, пуговицами. Отметим, что несмотря на то что сама техника золотой вышивки родилась на Востоке, именно наши рукодельницы довели ее до того уровня, что одежду и предметы церковного быта, расшитые на Руси вывозили в Византию как большие богатства.
Используемые в современном золотом шитье нити не такие хрупкие, как те, что использовались много веков назад, но техника исполнения по-прежнему та же. Основная нить укладывается по узору и прихватывается более тонкой вспомогательной нитью. Чаще всего для придания объема под нить укладывается специальная подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки.
Данная техника вышивки граничит с настоящим искусством, из-за того, что вышивать золотом сложно.

Китайская вышивка

Китайская вышивка – это неотъемлемая часть культуры Поднебесной со своими традициями и особенностями. Зародилась вышивка как часть искусства декорирования тканей в Китае более 3 000 лет назад. Причем наносилась вышивка на шелковую ткань, в чем и до сих пор заключается особенность техники. Встречаются и прочие варианты материалов, на которой выполняется данная техника: атлас, шерсть, грубая мешковина и пр. В целом китайская вышивка вышивается и другими нитями помимо шелка – шерстью, хлопком. В Древнем Китае владение предметами с вышивкой, выполненной по особым традициям, указывало на особенный социальный статус. Конечно, со временем вышивка вошла в жизнь и обычных жителей страны, а также в своеобразном исполнении разошлась по всей Азии в целом.
Вышивка шелком по шелку выполненная в китайском стиле – это одна из самых дорогостоящих в денежном эквиваленте, но в то же время изысканных техник, которая требует особенно тщательного, буквально безупречного исполнения и виртуозного мастерства. Картины, вытканные шелком, по праву считаются произведениями искусства. Китайская вышивка имеет свойство менять оттенок в зависимости от освещения, благодаря визуальной прозрачности и воздушности сравнимой с акварельными работами.
Производство шелковой ткани и нити привело к формированию и развитию китайской вышивки, благодаря чему в Поднебесной существует четыре основные школы с уникальным стилем:

  1. Сяньсюй из провинции Хунань. Вышивка Сян насчитывает историю существования более 2 тыс. лет. Данная стилистика китайской вышивки является особой отраслью этноискусства, которое пользуется беспрецедентной любовью до сих пор. Помимо общих тем, наличествующих в других стилях, техника Сян впитала элементы каллиграфии и живописи. Уникальность школы вышивки заключается в том, что она создается по образцу художественной картины, но не ограничивается только основами живописи. Возможно, это и делает вышитые таким образом «живыми» в них цветы издают ароматы, тигр ведет охоту, а птицы поют свои трели.
  2. Юэсюй из провинции Гуандун. Кантонская стилистика вышивки Юэ считается контрастным и цвето-насыщенным. Изображение насыщено не только оттенками, но и количеством элементов. Например, могут быть вышиты сразу сотни птиц, цветочные букеты, целые косяки рыб и пр.
  3. Шусюй из провинции Сычуань. Вышивка Шу характеризуется особой изысканностью и визуальной живостью. Не редко вышивкой изображаются репродукции картин, дизайнерские шаблонные картинки, пейзажи, флора и фауна, особенно всевозможные птицы, а также мифологические животные (драконы, фениксы), древние монетки в дырочками в центре.
  4. Сусюй из провинции Сучжоу. Вышивка Су отличается визуальным спокойствием, утонченностью и элегантностью. В этой вышивке вполне могут соседствовать изображения птички с одной стороны и кота с другой, каллиграфия и живопись, графика и абстракция. В прежние времена вышивка Су превалировала в королевском гардеробе и на стенах и знатных горожан. Сейчас вышивка занимает значительную долю рынка в самом Китае и в мире в целом.

Мотивы китайской вышивки вне зависимости от школы, как правило, варьируются от солнца, звезд, луны, гор, драконов и фениксов, до всевозможной флоры, фауны и особенно тигров и геометрических орнаментов.
Отдельно стоит отметить другие стили китайской вышивки. Одними из самых известных техник родом из Поднебесной не входящих в четверку основных является вышивки Цзяо Гу из Шанхая. Ее особенностью является специализация на живописи и каллиграфии.
Также свое уникальное рукоделие имеют такие этнические группы, как Бай, Боуи, Мяо. Вышитые изделия из тех мест отличаются достаточно резким, явно видимым контрастом оттенков и относительно примитивным дизайном.

Интересно! Сначала производством вышивки в Китайских провинциях занимались исключительно мужчины, и только со временем стало понятно, что женские руки справляются с тонкой работой намного лучше.
Современную китайскую вышивку можно условно поделить на два базовых типа: для ежедневного пользования и искусство ради искусства. Кроме того как и в других видах традиционного китайского искусства, орнаментные рисунки, изображения и цветовая гамма, используемые при вышивании, имеют определенную символику и полны неявного значения. Основополагающими цветами при вышивке техниками китайского этноса являются синий, белый, красный, черный, желтый.

Вышивка крестом

Вышивка крестом является самым распространённым видом вышивки во всем мире и при этом самым древним. Секрет ее популярности заключается в простоте исполнения и визуальной красоте. Чаще всего вышивка выполняется на специальной ткани (канве) при помощи обычной иглы и практически любых цветных нитей. Техника вышивки крестом универсальная и очень гибкая при выборе материалов. Вышивать можно обычными нитками, шерстью, шелком, металлизированными нитями, бумагой, бисером, стеклярусом, жемчугом, самоцветными камнями, блестками и даже монетками. Мотивами для вышивки также может быть все что угодно, но чаще всего вышиваются классические или стилизованные этнические орнаменты.
В качестве основы в большинстве случаев встречается канва со строением идеально подходящим для вышивания крестом, с ячейками большего или меньшего размера. Современная канва может быть не только традиционно хлопковой, но также изо льна, шелка, смесовых тканей и даже пластика.
Наравне с канвой для вышивания крестом используются ткани, в которых имеется равномерное переплетение. В них в отличие от канвы нет в наличии разметки в клетку. Вышивка на таких тканях получается более детализированной.
Для тканей с тонким плетением (шелк, атлас и пр.) нередко используется накладная канва, которая убирается после окончания работы.

Основными видами вышивальных техник крестом являются:

  • простой крест
  • полукрест
  • удлинённый крест
  • строчный удлиненный крест
  • славянский крест
  • прямой крест
  • чередующийся ряд
  • двойной («болгарский») крест
  • сакнитская техника,
  • «звездочка»
  • крест Левиафан
  • рисовый шов
  • итальянский крест

Методики вышивания крестиком также имеют определенные отличия:

  1. По цветам. Вышивка осуществляется по цветам последовательно, а путь нити прокладывается по всей непрерывной области данного цвета строго по вышивальной схеме. Это эффективный способ вышивки для изображений с большим количеством цветов.
  2. Родами (рядками). Вышивание цвета всегда ограничивается одним рядом и не продолжается пока ряд не будет завершен полностью. Такая техника отлично подходит для простых схем с минимальным количеством цветов.

В целом в вышивке крестом важно чтобы сами «крестики» были ровными, а изнаночная сторона гладкая, без узелочков и затяжек.

Ковровая вышивка

Ковровая вышивка существует со времен Средневековья, и пользуется популярностью по сей день. Особенности производства вышивки делают ее одним из самых выразительных и в то же время простых техник рукоделия. При помощи ковровой вышивки создаются различные интерьерные решения — панно, гобелены, ковры и коврики. Нередко встречаются аксессуары, декорированные подобной техникой. В вышивке используются в основном толстые крученые нити из шерсти или акрила, но с достаточно легкой и яркой текстурой. Инструментарием для вышивки выступают специальные иглы и крючочки при помощи, которых поверхность полотна заполняется объемными петлями-стежками. Особенностью ковровой вышивки является то, что ее выполняют на изнаночной стороне, а, значит, на лицевой стороне изображение будет отзеркалено.

Вышивка лентами

Вышивка лентами известна достаточно давно. Она применялась еще в Древнем Китае, но своего пика популярности достигла в 19 веке в европейских странах. При помощи вышивки лентами можно формировать красивые объемные рисунки на одежде, шляпках, аксессуарах или предметах быта. Так, например, итальянские вышивальщицы украшали для знатных господ шелковыми лентами буквально все, что только можно украсить.

Мотивами для вышивки могли служить бабочки, розы, вензеля монографий и пр. Вышивка не имеет четких канонов исполнения, сюжетных направлений или строгих правил. В ней начитывается более 15 видов стежков и швов, благодаря чему она пользуется большим спросом в современной моде.

Вышивка Лонгстич

Счетная гладь или лонгстич представляет собой технику вышивания, в которой базовую роль играет подсчет нитей основы, которые полагаются на каждый стежок. В целом – это простая гладь, но плоские стежки в ней укладываются максимально близко друг к другу, что и позволяет заполнить всю поверхность полотна. Техника может быть выполнена по горизонтали или вертикальными стежками, а также в комбинации друг с другом. Под вышивку отлично подходят жесткие виды канвы и страмин. Нити выбирают либо шерстяные, либо обычное мулине, но тогда берется вся «пасма». Особая «магия» у работ в стиле лонгстрич возникает за счет контрастного сочетания цветов, благодаря чему в данной технике пользуется популярностью исполнение пейзажей. Оттенки и цвета в вышитом рисунке не смешиваются, и в результате получается графичный и очень стильный вариант, обладающий художественной ценностью.

Люневильская вышивка

Люневильская вышивка – это вид рукодельного мастерства родом из Франции. Существует техника с начала 18 века. Благодаря уникальности техники, а именно гармоничному сочетанию вышивки и вязание крючком, она активно применяется в случаях, когда нужно расшить большую площадь или когда нужно, чтобы изнанка была так же аккуратна, как и лицевая сторона.

В технике очень важна точность и аккуратность исполнения наравне с верным расчетом натяжения стежка. Кроме того в технике допускается использование бисера, бусин, жемчуга.

Для вышивки потребуется особый люневильский крючок, который представляет собой острую тонкую иглу на ручке. Для вышивки чаще всего используются тонкие легкие ткани (батист, шелк) или напротив толстые (бархат). Нити берутся тонкие и максимально прочные, особенно если вышивка подразумевает наличие бусин или бисера.

Отметим важный факт, люневильская вышивка не терпит контрастов. Нитки должны быть деликатных оттенков приближенных к цвету ткани.

В качестве мотивов превалируют растительные мотивы.

Монохромная вышивка

Монохромная техника исполнения чаще всего относится к вышивке крестом. Особенностью является как понятно из названия использование только одного основного цвета в схеме. Могут быть добавлены один или несколько других оттенков в минимальном количестве. Пустых мест в вышивке не должно быть.

Объемная вышивка или плетение иглой

Объемная вышивка плетения иголкой представляет собой технику поверхностной вышивки с выполнением навивания нити на иглу. Особенностью вышивки является то, что в ней легко можно сочетать практически все другие техники – от простой глади до гобеленного плетения. Мотивами для вышивки служат изображения растений, животных, насекомых и прочих элементов которые красиво смотрятся в объеме.

Вышивка Ришелье

Вышивка Ришелье – это одно из наследий красного кардинала. Эта достаточно трудоемкая техника ажурной вышивки, в которой элементы вышиваются гладью, а пустые области прорезаются ножницами, за счет чего формируется ажурное полотно.
История вышивки насчитывает несколько столетий и начинается в Италии в эпоху Возрождения во время правления небезызвестной династии Медичи. Данный вид рукодельного искусства был прерогативой аристократок из-за высокой стоимости тканей и инструментов. Вышивка быстро обрела популярность и «перекочевала» во Францию, а со временем распространилась и по всему миру. Согласно легендам тот самый кардинал Ришелье был большим любителем этой удивительно красивой вышивки, а иногда встречаются версии, что он и сам был не прочь скоротать время в процессе создания собственного шедевра. Вышивка Ришелье отлично подходит для декорирования интерьера. Эта техника используется для украшения скатертей, дорожек, занавесок, салфеток и пр. Вышивка в зависимости от количества вышитого орнамента может быть строгой и достаточно простой или напротив роскошной и очень нарядной. Лучше всего подходят для вышивки льняные, шелковые или батистовые ткани, которые не имеют склонности к усадке. Нити лучше выбирать хлопковые вязальные.
Отдельной особенностью вышивки Ришелье является наличие элементов под названием «бриды», т.е. своеобразного мостика между крупными частями узора кружева. Еще одной характерной особенностью является создание прорезей.

Основными швами вышивки считаются:

  • гладьевой валик
  • белая гладь с настилом
  • шов с выбросом иглы вперед
  • петельный шов
  • простая строчка
  • сновка или брид

Некоторые варианты вышивки дополняются такими декоративными швами как: «козлик», «шнурочек», тамбурный шов, французский узелок, зигзаг, «чешуйки», насыпь.

Мотивами вышивки чаще всего выступают растительные мотивы, в которых изображаются изящные лепесточки и листочки, растительные орнаменты, плющ, вьюнок, виноград. Реже вышиваются зооморфные рисунки.

Могут быть вышиты птицы «врисованные» в изображение сада или дерева.

Вышивка рококо

Вышивка рококо – это узелковая техника родом из Франции. Все актуальные для вышивки швы базируются на навивании нити специфическим образом на иглу. Для славян более привычным названием вышивки является кучерявый или крученый шов.

Оптимальным выбором нитей для вышивки являются вискозные или шерстяные нити, обладающие достаточным скольжением и объемом.

При помощи вышивки рококо декорируются скатерти, салфетки, трикотажные и джинсовые вещи и пр.

Вышивка синелью

Вышивка шелковой синелью – это техника рукоделия, которая базируется на использовании специфического синельного шелка представляющего собой пушистый шнурочек, благодаря которому создается особый объем изображения.

Кроме того при помощи синели создается всем известная бахрома.

В современном мире вышивка синелью встречается на гобеленах, одежде, аксессуарах и пр.

Сутажная вышивка

Сутажная вышивка представляет собой изысканную французскую технику рукодельного искусства, в которой используется специальный шнурок. Благодаря интересному виду вышивка активно используется не только в декорировании одежды и предметов обихода, но также для украшения различных аксессуаров.

Сутаж или шнур для вышивки отличается хорошей гибкостью и прочностью, но в то же время материал достаточно прочный. Сутажная вышивка может выглядеть настоящим предметом искусства, но она достаточно сложная в исполнении.

Строчевая вышивка

Строчевая вышивка является достаточно сложным видом вышивки, который в отличие от большинства известных видов рукоделия зародился в крестьянстве. Техника является сочетанием счетной вышивки, плетения кружева и ткачества. Зародились основы техники в Персии, но благодаря изумительному внешнему она быстро распространилась по всему миру, пусть и со своими особенностями или нюансами, отличающимися в зависимости от региона. Декорировать такой вышивкой принято фартуки, юбки, праздничные платья, предметы интерьера.

Отметим, что по традиции все виды строчевой вышивки выполняются белыми нитями по белому полотну, но в современном варианте допускается использование любых цветов и оттенков.

В качестве необходимого инструментария потребуется игла с тупым кончиком и большим ушком, пяльцы, пинцет для продергивания ниток, острые ножнички, текстильный клей и если вышивка достаточно мелкая, то еще и лупа.

Нити подойдут с ровноскрученной текстурой и подходящей толщиной (ирис, перле, мулине и пр.).

Ткань под данный вид вышивки лучше всего подходит та, что имеет равномерное переплетение нитей (хлопок, лен, хардангер).

Сэмплер вышивка

Техника Сэмплер представляет собой особый вид рукоделия, в котором эффективно объединяются несколько схем разных вариантов вышивки, но объединенных единой темой. Существует техника уже очень давно. Первый вариант вышивки был выполнен в 1598 году.

Сейчас сэмплеры могут выступать как отдельными произведениями в виде картин или быть частью декора аксессуаров, предметов домашнего обихода или одежды. Особенностью сэмплеров является то, что в процессе изготовления каждый стежек делается в соответствии с определенной смысловой нагрузкой.

Вышивка, изготовленная в этой технике, просто обязана доносить определенную идею, а каждый отдельный вышитый элемент должен обладать уникальным подтекстом. Подходящими для вышивки тканями считаются льняные, полу- и чистошерстяные ткани, канва. Нити могут быть выбраны любые.

Тамбурная вышивка

Тамбурная вышивка выполняется при помощи тамбурного шва тончайшими шелковыми нитями иногда с дополнением в виде бисера, бусин или пайеток. Шитье тамбурным швом на Руси было известно уже с начала 18 века. В данной технике выполнялись многогранные полотна служившие скатертями, покрывалами или коврами. Вышивка выполняется при помощи специального крючка ил иглы, и самых разных нитей, например, отлично подходят шерстяные.

Техника подразумевает заполнение швом контуров заданного изображения, а затем заполняется и его внутреннее пространство. Иногда ограничиваются лишь контурами, в которых стежки визуально напоминают звенья цепочки.

Вышивать тамбурным швом допускается сверху вниз или справа налево, в зависимости от особенности и комфортности выполнения рисунка. Сами стежки также могут значительно отличатся – быть мелкими, широкими, различной величины и пр.

Вышивка Хандангер

Техника хандангер является видом рукоделия, зародившимся в Норвегии. По своей сути эта вышивка является чуть более скорректированным вариантом строчевой вышивки адаптированной под местность. Вышивка представляет собой ажурную и счетную техники, гармонично объединенные на одном полотне. Отсюда возникают и особые требования к выбору ткани – она должны быть с текстурой позволяющей легко считать и выдергивать. Нередко вышивку выбирают как способ декорирования предметов интерьера (скатертей, наволочек, занавесок), одежды и аксессуаров. Ключевым швом в хандангерской вышивке является гладь, при помощи которой и формируется визуальное восприятие рисунка. Техника прекрасно себя «чувствует» в сочетании с вышивкой крестом или атласными лентами.

Швальмская вышивка

Швальмская вышивка – это искусство рукотворного создания рисунка на ткани при помощи стежков формирующих симметрию с расширением от низа к верху и стремлением заполнить вышивкой как можно большую площадь полотна. Родом данная вышивка из Гессенского местечка Швальм в Германии.

Особенностью вышивки является то, что она выполняется белыми нитями по белому фону. Допускается применение цветных не контрастных нитей. Ткани подбираются с равномерным переплетением или обычная канва. Мотивами для вышивки служат изображения несущие в себе особый подтекст. Например, может быть вышито дерево с намеком на «древо жизни».

Также часто вышиваются в швальмской технике колокольчики, тюльпаны, птицы, сердца и всевозможные причудливые швы. Эта вышивка одна из немногих, что пошла «из народа».

Швальмская вышивка может стать отличным декором для передников, рукавов и манжет одежды, постельного белья, скатертей, наволочек и пр.

Основными швами швальмской вышивки являются:

  • свободная вышивка, в которой контур рисунка обрабатывается коралловым или тамбурным швом, а декоративная часть заполняется гладью или петельчатым швом;
  • счетная вышивка, в которой контур рисунка заполняется счетной техников по предварительно разреженной канве или при помощи техники стягивания канвы, иногда с применения игольчатого кружева.

Оптимальным выбором ткани будет любая счетная ткань или канва, а нити – хлопковые мулине.

Якобинская вышивка

Якобинская вышивка является разновидностью достаточно известной техники крюил. Выполняется вышивка при помощи шерстяных нитей и самых разных видов швов, которые при правильном комбинировании создают приятный эффект яркого, визуально объемного полотна. Отличительной чертой можно отметить использование техники накладных решеток сверху заполненной гладью области, а также характерными узорами и мотивами (витиеватые растения, диковинные животные, нереальные плоды и цветки, экзотические древа и птицы).

Традиционно в якобинской вышивке используется шерсть, но в современных вариантах вполне допускается использование мулине, шелка, металлизированных нитей и пр. Отметим, что якобинская техника достаточно сложная и в готовом виде «тяжелая» и плотная, поэтому лучше всего ее выполнять на саржевом полотне или прочих «увесистых» материалах.

Наиболее распространенными техниками якобинской вышивки являются:

  • стебельчатый, табурный, враскол швы (для контура),
  • простая гладь, короткие и длинные стежки (для заполнения основных элементов изображения),
  • различные накладные решетки (для заполнения пространств между элементами).

Цветовая гамма вышивки – это всегда сочетание контрастной и максимально разнообразной оттеночной палитры. Например, традиционную решетку можно оплетать контрастными по цвету нитями. Отметим, что в вышивке совсем не обязательно заполнять все пространство плотным слоем нитей.

Напротив можно обыгрывать свободные участки, в которых можно расположить мелкие стежки, французские узелки или одиночные разрозненные стежки.

Японская вышивка сашико

Вышивка сашико – это старинное декоративно-прикладное искусство родом из Японии. Зародилась техника в эпоху Эдо (17 век) во время, которое считается «золотым» временем японской культуры. Сашико – это изначально крестьянская вышивка, благодаря которой простая одежда работяг дольше служила, лучше сохраняла тепло и выглядела не так уныло как простой кусок ткани. Техника выполняется швом «вперед игла» и дополняется простегиванием сразу нескольких дополнительных слоев полотна. Важно отметить, что каждый вышитый элемент считается символичным, а случайных орнаментов сашико просто не «терпит».

Техника сашико отлично подходит для декоративной отделки одежды, предметов интерьера и аксессуаров. Тканями под вышивку могут служить лен, хлопок, тканая вискоза, полу- и чистая шерстяная тонкая ткань, смесовые ткани с подходящей текстурой. Актуальными цветами для основы под вышивку считаются натуральные оттенки. Вышивать лучше при помощи мулине в цветах контрастных в ткани-основе.

В качестве узора в стиле сашико вышиваются мелкие графичные рисунки, в которых повторяется рапорт. Внешне такие узоры напоминают схему бумажного оригами. Также активно вышивались всевозможные извилистые или округлые линии в виде рыбьей чешуи, спиральки, окружности, растительные вьющиеся мотивы и пр.

Отметим, что вышивка сашико подразумевает аккуратность и точность исполнения, поэтому стежки должны быть одинаковой длины и с одинаковым расстоянием друг от друга.

Орловский спис

Орловский спис – это техника традиционной русской вышивки, родом из Орловской области. Корнями вышивки является Орловщина на которой проживало племя вятичей. Как и большинство славянских видов вышивки, орловский спис выполнялся как охранительный элемент, а не просто декор ткани. В основных орнаментах вышитых изображения часто встречаются неявные языческие символы.

Само слово «спис» не имеет четкой расшифровки, но как полагают исследователи, оно подразумевает списывание узоров с разрисованных морозом зимних окон на ткань. Также существует гипотеза, что узоры списа имеют прямую связь с традицией «русского шитья» золотыми и серебряными нитями.

Особенностями техники является гармоничное сочетание таких техник как «набор» и «роспись», которые по контуру очерчиваются тамбурным швом. Основной цветовой гаммой вышивки является красный и его оттенки, которые могут регулироваться насыщенностью за счет плотности настила или узорных заполнений внутри контура.

Допускается добавление синего, а также в меньшей степени черного, зеленого и желтого цветов. Мотивами техники, как правило, выступают изображения «древа жизни», «птицы-павы», «лягушки-рожаницы».